Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

воскресенье, 15 января 2012 г.

Что происходит в сознании ребенка? (Алисон Гопник на конференции TED)


В старом номере газеты F5 (7 ноября 2011) натолкнулась на краткий пересказ лекции американского психолога Alison Gopnic "Что происходит в голове у ребенка?"

"Что происходит в сознании ребенка? 30 лет назад большинство людей, включая психологов, сказали бы вам, что ребенок иррационален, нелогичен, эгоцентричен. Что ребенок не может поставить себя на место другого человека, что он не понимает причинно-следственную связь. Но за последние 20 лет наука о развитии человека полностью опровергла эти представления. Сегодня мы считаем, что структура мышления ребенка кое в чем схожа с мышлением гениального ученого.
Согласно современной эволюционной теории есть прямая связь между продолжительностью детства и размером головного мозга. Например, вороны выкармливают своих птенцов два года. А утки и курицы — всего месяц. Поэтому особо выдающиеся вороны оказываются на обложке журнала Science, а курицы с утками — в супе. Продолжительность детства напрямую связана с нашей способностью учиться, познавать мир.
У такой стратегии есть серьезный минус: пока вы познаете мир, вы совершенно беспомощны. Для этого в эволюции предусмотрено разделение труда: в период детства родители обеспечивают полную защиту. Все, что требуется  от детей, — познавать. Так что вместо того, чтобы рассматривать ребенка как дефективного взрослого, мы предлагаем посмотреть на него как на равную нам особь, которая находится на другой стадии развития.
Сознание взрослого работает как прожектор: для того, чтобы сосредоточиться на чем-то, мы фокусируем свое внимание, выбрасывая все лишнее. Дети так не умеют, они сосредоточены на всем сразу, потому что они впитывают информацию со всех сторон. Когда мы говорим, что дети невнимательны, это скорее значит, что они не могут отключить некоторые части своего внимания. Они воспринимают мир куда более осознанно, чем взрослые.
Быть взрослым прекрасно, я не призываю к всеобщей инфантилизации. Но если мы хотим понять структуру мышления детей, нужно уметь ставить себя на их место. Представьте, что вы постоянно испытываете новые удивительные ощущения. Например, влюбляетесь каждый день. Это как приехать в Париж в первый раз, предварительно выпив три двойных эспрессо. Прекрасное состояние, но иногда оно приводит к тому, что вы просыпаетесь в три часа ночи
в слезах".

Заинтригованная, нашла авторское выступление на TED. Оно, конечно, ярче, глубже и точнее:

Комментариев нет:

Отправить комментарий