Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

понедельник, 15 октября 2012 г.

Осмысленное чтение

Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.
Из Википедии

Смысл  —  внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом

(толковый словарь Д.Н.Ушакова)
На мастер-класс Оксаны Петровой и Марины Васильевой пришла не случайно. То, что дети не умеют читать — факт известный и, кажется, никто его не спаривает. "Не умеют"  — не в том смысле, что букв не знают или не умеют их складывать в слова, а слова в фразы. Это умеют. Но что с этими словами и фразами происходит дальше? Почему они не оседают в виде понятого, осмысленного, переосмысленного осадка? Почему, как правило, ученические сообщения сводятся к copy/paste случайной информации, и вопрос по существу им же сказанного /написанного вводит ученика в ступор? Почему при поиске информации в Интернете "хватается" первый попавшийся результат, который вообще никакого отношения к задаче поиска не имеет? Список подобных "почему" можно продолжать и продолжать. Но ни в одном учебнике информатики, ни в одной методичке мне не встречалось ничего, что как-то было бы обращено к этой многосторонней проблеме.
И вот некоторое время назад на мастер-классе Людмилы Рождественской я впервые услышала термин "функциональное чтение". Вопросы и проблемы, о которых говорила Людмила, попали в полный резонанс с тем, что занимало меня.

Отрывок нашей дискуссии здесь.

Но вопросы-вопросами, а хотелось бы получить и ответы. Поэтому, увидев мастер-класс "Смысловое чтение" на Галактике, я поспешила записаться в студенты.
Сейчас, после окончания МК, собрала все свои сделанные работы  (а поработать пришлось очень интенсивно) и вижу большую разницу — с чего начинала и к чему пришла. И тем более с тем, что я вымучивала, двигаясь на ощупь, полагаясь лишь на собственную интуицию.
Это очень правильный формат — практический мастер-класс. С большой и интенсивной нагрузкой. Одно дело — почитал, понял, принял / не принял... Другое дело — сделал. Вот только тогда и понял, и увидел все подводные камни, все ямы и ухабы.
Сожалею,   что из-за вечной занятости удалось лишь немного  пообщаться с коллегами, и обсудить работы друг друга.  Но дверь еще не закрыта, она здесь: Проектировочный семинар "Смысловое чтение"

Возможно, не все я приняла безоговорочно. Например, классификацию способов чтения на просмотровое и аналитическое. Мне не хватает здесь промежуточного звена, и, соответственно, четкости в классификации учебных заданий. Но, с другой стороны, насколько важно укладываться в рамки той или иной классификации, если конечные цели не теряются?

Фрагмент из ответа на одно из заданий:

Основной объем учебного материала доступен ученикам в форме текста — сплошного и несплошного (таблицы, графики, диаграммы). Поэтому навыки смыслового чтения во всех его проявлениях — поиск информации и понимание прочитанного, преобразование текста и его интерпретация, оценка информации, - необходимы для достижения как метапредметных, так и предметных результатов,
При изучении темы «Сетевые технологии» среди других можно выделить следующие специфические навыки смыслового чтения, связанные с поиском информации в сети Интернет, и созданием веб-сайтов, которые позволяют достичь предметных и метапредметных результатов:
·         умение организовывать поиск информации по одному и нескольким критериям
·         умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную информацию
·         умение выделять главную и избыточную информацию
·         умение сравнивать и сопоставлять заключенную в тексте информацию, в том числе, из разных источников
·         умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
·         умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
·         умение отделять достоверную информацию от недостоверной, видеть пробелы в полученной информации и находить пути восполнения этих пробелов
·         умение структурировать текст
·         умение выполнять проверку правописания
умение использовать в текстовом документе таблицы, графику, видео


И не случайно в новых стандартах смысловое чтение выделено как один из метапредметных результатов изучения информатики

Оксана Геннадьевна, Марина Викторовна, огромное вам спасибо. Мастер-класс вы провели мастерски. И сколько вы вложили в него труда, времени, души - это не поддается никаким оценкам.





1 комментарий:

Оксана комментирует...

Ольга, спасибо за то, что пришли на МК, за включенное, неравнодушное участие.
Разделяю Ваше мнение об условности классификаций.
Не видела ни одной классификации смыслового чтения, чтобы она была в помощь и четко разводила понятия, приемы, действия...
Благодаря нашему разговору, когда встали вопросы о конспективном и реферативном чтении, создала более удобную схему подвидов просмотрового чтения (по меньшей мере более четко выделены цели). А это значит что можно точнее формулировать задания, составлять к ним критерии оценивания.
Буду очень рада дальнейшему сотрудничеству. Потому что изучать, анализировать, пробовать можно только сообща!

Отправить комментарий